Многие думают, что если бы отрицательных эмоций не было, то жизнь была бы
прекрасна. Увы, это несколько наивное мнение.
Отрицательные эмоции так же нужны человеку, как и положительные. Другое дело,
что лучше бы их было меньше. Психолог М. Е. Литвак приводит следующее процентное
соотношение разного рода раздражителей, действующих на мозг, необходимое для
благополучного существования: вызывающие положительные эмоции (35%), вызывающие
отрицательные эмоции (5%), эмоционально нейтральные, или балластные (60%).
Какая же польза от отрицательных эмоций? Они возникают тогда, когда наша
деятельность не дает нужных результатов. А потому, если отрицательных эмоций не
чрезмерно много, они являются своеобразным стимулом, заставляя нас искать новые
решения, идеи, подходы, методы. М.Е. Литвак сравнивает роль отрицательных эмоций
с ролью углекислого газа в процессе дыхания (как известно, он стимулирует вдох).
Другое дело, что если доля углекислого газа превышает норму, это 'приводит к
печальным последствиям. К таким же последствиям приводит и увеличение количества
отрицательных эмоций. Как говорит тот же М.Е. Литвак: «Отрицательные эмоции
необходимы, но, как перец в пище, в небольшой дозе».
Эмоциональное
развитие
Принято считать, что чем
умнее человек, тем больше вероятности, что он добьется успеха в жизни.
Однако в действительности все далеко не так однозначно.
По мнению американского психолога
Дэниела Гоулмена, эмоциональное развитие человека важнее его умственных
способностей. Он пишет: «У меня был друг, который, несмотря на
выдающиеся
умственные способности, вечно прогуливал лекции, болтался без дела и
еле-еле
окончил институт. Он и сейчас не у дел... С тех пор я не раз убеждался
в том, что ум сам по себе не сулит удачи в жизни. Школьные медалисты
иногда
становятся средними студентами. А обладатели блестящих дипломов не могут
найти свое место в жизни. В этом и заключается проблема: академические
знания никак не соотносятся с реальными жизненными трудностями. Вся
система
образования направлена на приобретение теоретических знаний и начисто
игнорирует
эмоциональное развитие человека, набор тех качеств, которые только и
дают
ключ к разгадке того, почему при одинаковых умственных способностях один
человек процветает, а другой только топчется на месте. Эмоционально
одаренные
люди обладают бесценным умением рационально распоряжаться природными
способностями
и образованием, в том числе интеллектом как таковым».
Гоулмен является автором
термина «коэффициент умственного развития» (IQ). Составляющие этого
коэффициента
— целеустремленность, умение подчинить свои эмоции достижению цели,
способность
разобраться в себе, своих чувствах и умение сопереживать и помогать
другим
людям.
По мнению американских психологов,
эмоциональные способности могут быть выражены в следующих навыках:
«1. Способность в любой момент
распознать свои чувства есть краеугольный камень эмоциональной
одаренности.
Те, кто хорошо себя знает, лучше справляются со своей жизнью. Они с
большей
уверенностью принимают и мелкие, и жизненно важные решения, начиная с
того,
что надеть на работу, и кончая тем, за кого выйти замуж или на ком
жениться.
2. Умение себя успокоить,
утихомирить, ублажить, стряхнуть беспричинное беспокойство, тягостное
настроение
или раздражительность — один из основополагающих навыков эмоциональной
грамотности. Те, кому этого навыка недостает, постоянно испытывают
психологический
дискомфорт, в то время как обладающие им гораздо скорее приходят в себя
после стрессов и неприятностей.
3. Очень важно уметь нацелить
свои чувства на достижение поставленной цели. Эмоциональный самоконтроль
кроется в подоплеке достижений любого рода.
4. Чуткие люди, способные
понимать, что испытывают другие, лучше настроены на запросы и нужды
общества.
Они преуспевают быстрее остальных, особенно в таких областях, как
медицина,
управление, преподавание».
Для оценки IQ можно использовать
и небольшой тест, приведенный в «АиФ Здоровье» (естественно, что этот
тест,
так же как и другие, дает лишь некоторый, очень приблизительный и
«усредненный»,
ответ на поставленный вопрос. В жизни, конечно же, все гораздо сложнее.
Поэтому не воспринимайте его слишком серьезно, его функция скорее
развлекательно-вспомогательная.
Но в то же время результат теста — повод задуматься).
Ответьте «да» или «нет» на
приведенные ниже вопросы:
1. Когда дети заняты каким-то
своим делом, я не обращаюсь к ним за помощью, так как уверен, что это
бесполезно.
2. Узнав, что кто-то из
моих старых знакомых приехал ненадолго из другого города, я, несмотря на
загруженность, выкрою время и встречусь с ним.
3. Как правило, я определяю,
в хорошем или плохом расположении духа находится человек, по одному
взгляду.
4. Чтение колонок криминальной
хроники в газетах или просмотр теленовостей могут надолго выбить меня из
колеи.
5. В хорошем настроении
я бываю чаще, чем в плохом.
6. При разговоре с начальством
я теряюсь и думаю только о том, чтобы поскорее беседа закончилась.
7. Никогда не умел (не умела)
кататься на коньках, но думаю, если бы захотел (захотела), научился
(научилась)
бы.
8. Я прекрасно себя чувствую
в кругу своих друзей.
9. Прежде чем взяться за
какое-либо дело, я сначала составлю план, продумаю, с чего начну.
10. Поломка автомобиля,
телевизора или холодильника может заставить меня растеряться, а то и
впасть
в отчаяние.
Подведите итоги: если вы
ответили положительно на пункты 2, 3,4, 5, 7, 8, 9, то вас можно
поздравить:
коэффициент эмоционального развития у вас довольно высок. Если же
положительно
вы ответили на 1,6, 10 пункты, то это уже несколько печальнее и по
поводу
своего эмоционального развития стоит задуматься, а может быть, даже
пересмотреть
свои взгляды на жизнь.
|