Словарь мифов и заблуждений



Статьи по алфавиту

_____ А _____ [13]
_____ Б _____ [26]
_____ В _____ [17]
_____ Г _____ [15]
_____ Д _____ [20]
_____ Е _____ [1]
_____ Ж _____ [6]
_____ З _____ [11]
_____ И _____ [7]
_____ Й _____ [4]
_____ К _____ [36]
_____ Л _____ [13]
_____ М _____ [23]
_____ Н _____ [13]
_____ О _____ [15]
_____ П _____ [43]
_____ Р _____ [14]
_____ С _____ [25]
_____ Т _____ [15]
_____ У _____ [11]
_____ Ф _____ [5]
_____ Х _____ [6]
_____ Ц _____ [4]
_____ Ч _____ [8]
_____ Ш _____ [6]
_____ Э _____ [1]
_____ Я _____ [3]


Каталог статей

Главная » Статьи » _____ К _____

Комфорт
В наши дни "качество жизни" стран, регионов, городов и т.д. социологи вычисляют, оценивая такие показатели, как доступность образования, стоимость медицинского обслуживания, уровень преступности, обеспеченность транспортом, чистота питьевой воды, разнообразие сервиса, социальная защищенность людей, комфортность климата и ряд других. 

Для прошлых времен критерии будут поневоле проще: страдал ли человек от холода зимой, часто ли болел, досыта ли ел, каков был уровень его гигиены, много ли имел досуга и чем заполнял, какие радости жизни были ему доступны, тяжек ли был социальный контроль и существовало ли от него спасение в невыносимых случаях. Полученные выводы должны кореллироваться с такими показателями, как продолжительность жизни и прирост населения. Дожившие до работоспособности дети были единственным видом социальной защиты родителей и младших членов семьи. Чем благополучнее была жизнь в той или иной стране, тем больше детей в ней доживали до брачного возраста и тем выше был прирост населения. Я уже приводил данные о том, что за три века, между 1500 и 1796 годами, число только великороссов (без малороссов и белорусов) выросло в 4 раза (с 5 до 20 млн), тогда как французов — лишь на 80% (с 15,5 до 28 млн), а итальянцев — на 64% (с 11 до 17 млн). 

Уже этих цифр было бы достаточно для вывода о более высоком качестве жизни в России по сравнению с остальной Европой до Промышленной революции. Поскольку, однако, такой вывод пока непривычен, рассмотрим отдельные аспекты качества жизни. Самые главные из них — питание — прямое производное от природного богатства страны — и гигиена. Нам сегодня просто трудно представить себе фантастическое богатство той, давней России. В Тамбовском крае в конце XVI века земля продавалась "с сычем, с орловым и ястребцовым гнездом, и со пнем, и с лежачей колодою, и с стоячим деревом, и с бортною делию, и со пчелами старыми и молодыми, и с луги, и с озеры, и с малыми текучими речками, и с липяги, и с дубровами, и с рыбною и бобровою ловлею, и со всяким становым зверем, с лосем, с козою и свиньею, и с болотом клюковным". [См.: Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат, т. 42, [1935], стб. 265.] Этот завораживающий текст принадлежит не Тургеневу или Аксакову XVI века, это отрывок из вполне юридического документа — писцовой книги. 400 лет назад люди воспринимали изобилие своей страны как должное. 

Любопытны свидетельства путешественников, касающиеся доступности съестного в допетровской России. "Изобилие в хлебе и мясе так велико здесь, что говядину продают не на вес, а по глазомеру" (венецианец Иосафат Барбаро; был в Москве в 1479 году); "В этой стране нет бедняков, потому что съестные припасы столь дешевы, что люди выходят на дорогу отыскивать, кому бы их отдать" (дон Хуан Персидский, секретарь посольства персидского шаха в Испанию, перешедший там в католичество; был в России в 1599-1600 гг.). 

Нынче выходит много халтурных переводных энциклопедий. В одной из них можно прочесть, что мороженое впервые появилось в христианских странах благодаря Марко Поло, вывезшему в XIII веке его секрет из Китая. Если это и так, секрет был на следующие четыре века Европой забыт. Но задолго до Марко Поло, в Киевской Руси замороженное и наструганное сладкое молоко подавали к столу не только зимой, но и летом. На русском Севере оно исстари было обычным крестьянским лакомством. Уже в петербургские времена многих иностранных путешественников потрясало то, что русские пьют летом замороженные соки и даже чай со льдом. "Русские использовали огромное количество льда в домашнем хозяйстве… Так как все, даже крестьяне, имели собственные погреба, русские не могли себе представить, как можно содержать хозяйство без ледника". [Suzanne Massie, "The Land of the Firebird. The Beauty of Old Russia", N.Y., 1980, c. 249] 

Мало кому известна следующая подробность. В Европе, поскольку число кушаний было не очень велико, они все подавались на стол сразу, тогда как в России такое было бы невозможно. В России драматургия трапезы состояла в нескольких "переменах" блюд. Позже этот обычай переняли в Европе, редуцировав до деления на "первое", "второе" и "третье". Описывая схожую эволюцию в странах Востока, немецкий автор А.Мец напоминает: "так в XVIII в. французская манера одновременной подачи всех кушаний сменилась распространенной ныне во всей Европе русской манерой". [Адам Мец, "Мусульманский Ренессанс", М., 1973, с.316.] 

Привычка простолюдинов одеваться "не по чину" также говорит отнюдь не о бедности страны. Во времена Ивана Грозного Стоглавый Собор выделил это явление как некую проблему. Глава 90 "Стоглава" требует, чтобы по одежде было видно "кто есть коего чина": "Ино одеяние воину, ино одеяние тысящнику, ино пятьдесятнику, и ино одеяние купцу, и ино златарю, ино железному ковачю, и ино орарю, и ино просителю, и ино женам, яко же им носити и глаголемые торлопы [нарядные платья]. Их же [торлопы] обычай имеют и причетницы носити златом и бисером и камением украшены, и сие неподобно есть, причетником тако украшатися женским одеянием, ниже [тем более] воинское одеяние носити им". [Полный текст "Стоглава" см.: "Российское законодательство Х-ХХ веков" в 9 томах, том 2, М., 1985.] Вообразите-ка молодых причетников 1551 года, переодевающихся в женское платье, рядящихся воинами! Начинаешь понимать, что жизнь того времени была весьма богата оттенками. 

Кстати, призывы Собора оказались тщетны. Век с четвертью спустя дело зашло много дальше. Юрий Крижанич, как мы помним, приходил в ужас от расточительности простонародья: "Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы..., а что можно выдумать нелепее того, что даже черные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?... Следовало бы запретить простым людям употреблять шелк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей... Наигоршие черные люди носят шелковые платья. Их жен не отличить от первейших боярынь". [Ю.Крижанич, "Политика", М., 1997, с. 156, 172-173.] 

В ХIX веке такое среди простых людей уже не наблюдается: крайнее напряжение всех сил государства на протяжении полутораста лет, начиная с Петра I, выжало все соки из податных сословий. Однако, рассуждая на русском материале о живописной бедности, Теофиль Готье подмечает главное: "Под своим рубищем русский мужик чист телом, в отличие от моделей Риберы и Мурильо" ("Voyage en Russie", 1867). Очень важное наблюдение. Готье затронул здесь фактор исключительного значения — фактор гигиенический. Подробнее о нем - в следующий раз.

Категория: _____ К _____ | Добавил: malech (07.04.2013)
Просмотров: 499 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск




 Инсульт происходит от лекарств,снижающих давление


 Иудейская символика, в храме Христа Спасителя


 Вредные "стрижки" на ногах и гениталиях


 Пушкин - литературный хулиган. Его творчество до сих пор подцензурное


 
Будда, Иисус Христос и древние египтяне были украинцами!!!


 
Гигиена европейцев в средние века. Грязь и вши считались признаками святости


 
О пользе постов неустанно напоминают в церквях, но давайте разберемся, так ли это...


 >
Как, по лицу, отличить еврея от славяно-руса<

Еще сайты

  • Все имеет обратную сторону
  • Твое право, знать правду, Русич!
  • Впустите деньги в свою жизнь
  • Здоровье без аптеки!
  • Грязная Европа
  • Еврейские звезды российской эстрады