Деревянные
игрушки
Сейчас, когда хотят над кем-то
пошутить, иногда говорят: «Что вы хотите, тяжелое детство, деревянные
игрушки...»,
и невдомек шутникам, что лучшие игрушки для ребенка именно деревянные.
Они не только самые безопасные и экологически чистые, они еще и
максимально
эффективны для развития в ребенке творческого начала. А если еще эти
игрушки
сделаны папой или мамой, да еще при участии ребенка, то цены им нет.
Но большинству из нас все-таки
приходится довольствоваться покупными игрушками. Рынок игрушек насыщен,
и есть возможность выбрать. Но следует помнить и о том, что многие
игрушки,
особенно произведенные в странах Юго-Восточной Азии, небезопасны для
ребенка.
Дети
и компьютер
Зачастую родители, покупающие
маленькому ребенку (6—9 лет) компьютер, считают, что делают это для его
пользы. Мол, чем раньше он овладеет «компьютерной грамотой», тем лучше.
И когда ребенок днями напролет просиживает перед экраном компьютера,
родители
с умилением взирают на любимое чадо, думая, что таким образом можно
вырастить
нового Билла Гейтса. Однако английские психологи считают, что родители
в данном случае должны понимать, что их ребенок в опасности. Научные
исследования,
результаты которых опубликованы в Британии в 1999 году, доказывают, что
пристрастие ребенка в возрасте до 10 лет к компьютеру (пусть даже к
обучающим
и развивающим компьютерным программам) может замедлить его развитие,
подавить
интерес к обычным детским играм и к контактам со своими сверстниками.
По мнению психологов, часы,
проведенные в общении с компьютером, могут стать причиной неадекватных
действий ребенка в дальнейшем. В частности, подобным побочным эффектом
может стать стремление юного программиста все проверять самому на своем
опыте. И если для взрослого человека это не так уж и плохо, то у ребенка
может нарушиться элементарное чувство самосохранения (ведь игру или
любимую
обучающую программу можно загрузить заново и все исправить). Кроме того,
считают исследователи, занятия с компьютером в столь раннем возрасте не
способствуют повышению концентрации внимания и развитию воображения. А
потому ученые советуют воспитывать детей,
руководствуясь традиционными
методами. До 10-11 лет для ребенка гораздо безопаснее и полезнее, как
для
физического, так и для психического здоровья, играть в кубики, петь и
танцевать,
чем жить в «виртуальном мире».
Детский
кариес
Многие родители думают, что
детский кариес можно не лечить, поскольку все равно молочные зубы
выпадут.
Однако такие рассуждения ошибочны. И вот почему.
Если у ребенка появилось
даже маленькое дупло в зубе, это означает, что во рту есть постоянный
источник
инфекции, который вреден не только для зубов, но и для системы
пищеварения.
К тому же больной зуб может быть причиной и воспаления горла, вследствие
чего вам будет казаться, что ребенок часто бывает простужен.
Как отмечают специалисты,
невылеченный зуб обязательно начнет болеть, что может привести к
воспалению
десны, и в итоге зуб придется удалить. Вот тут-то и подстерегает
опасность.
Дело в том, что природой заложен четкий график формирования у ребенка
костей
лица и челюстей. Если же молочный зуб удалить слишком рано, на его месте
может вырасти кривой постоянный зуб. А при отсутствии нескольких зубов
формируется неправильный прикус, затрудняется пережевывание пищи.
Отит у детей
Многие мамы и папы считают, что если надеть ребенку теплую шапочку, то
воспаление среднего уха (отит) ему уже не грозит. Вот и натягивают на ребенка в
сильный мороз платочки, шапки-ушанки, шапки-шлемы, причем зачастую одно на
другое. Однако не стоит думать, что если возникло воспаление ушей, то
переохладились именно они. Дело в том, что сильная боль в ухе, в большинстве
случаев сопровождаемая подъемом температуры, вызывается бактериями, проникающими
в полость среднего уха через евстахиевы трубы (узкие каналы, соединяющие ухо с
горлом). Объясняется это тем, что у детей анатомическое строение внутреннего уха
таково, что просвет евстахиевых труб гораздо шире, чем у взрослого. А потому
даже при легком насморке жидкие выделения из носа через носоглотку легко туда
затекают, неся с собой инфекцию. Чаще всего из-за этого и возникают отиты, а не
оттого, что «застудили» уши. Что же касается шерстяной шапочки, то она, конечно,
защищает от холода, но никак не от воздействия вредных микроорганизмов.
Специалисты советуют поплотнее закрывать шею и затылок ребенка — именно здесь
происходит наибольшая потеря тепла. Что же касается ушей, то их надо закалять с
самого рождения — не надевать слишком плотно прилегающие многочисленные платочки
и шапочки.
Дети не должны болеть На самом деле подобное утверждение неверно. Конечно же, неприятно, когда ребенок страдает. Но в норме детским болезням полагается протекать легко и завершаться выработкой стойкого иммунитета к вызвавшему их возбудителю. В таком случае болезнь «работает» во благо. Дети и цвет
Очень часто в детских комнатах
стены украшены обоями с «веселенькими детскими рисунками», как правило,
на белом фоне. Взрослые подобным рисункам умиляются и думают, что и
малышам
они тоже нравятся. Однако, как отмечают психологи, статичные фигурки
заек,
мишек и корабликов очень быстро начинают «мозолить глаза» малышу. И если
он совсем маленький, то сам не в силах разобраться, что его раздражает,
и тем более не сможет рассказать вам об этом.
По оценкам специалистов,
намного полезнее для глаз и нервной системы малыша однотонный спокойный
цвет: розовый, голубой, салатный, бледно-желтый. Рекомендуется также,
конечно
по возможности, цвет ежегодно или раз в 2 года заменять на новый.
С.П. Величко, кандидат психологических
наук, дает следующие рекомендации по подбору цветов в одежде малыша и
интерьере
его среды обитания:
— Как показали специальные
исследования, функциональное состояние нервной системы малышей гораздо
стабильнее, если они одеты в голубое и зеленое.
— «Кислотные» цвета — пронзительные
салатный, розовый и голубой маленьким детям абсолютно противопоказаны!
— Цветопсихологи рекомендуют
в помещениях для малышей использовать гамму цветов от желтовато-зеленого
через желтый до бледно-оранжевого. Светло-синий и светло-зеленый цвета
подходят для детских комнат, выходящих окнами на юг, — эти цвета создают
ощущение прохлады.
— Покупая мебель для малыша,
особенно стол, выбирайте светлый: натурального дерева или салатного
цвета.
— Розовый слон или голубой
щенок вызовут нежную привязанность у чувствительных девочек. Мальчики
же,
по наблюдениям, выбирали исключительно светло-коричневых медведей,
но решительно отказывались от точно таких же, но темно-коричневых или
черных.
— В 2—4 года наиболее приятны детскому
глазу нежно-розовые, желтоватые и голубые оттенки.
Умственные способности детей
«Яблоко от яблони далеко
не падает» — гла-,/1сит старая поговорка. Ее мы любим повторять, когда
рассуждаем о том, что дети наследуют умственные способности родителей.
Однако эту поговорку опровергают французские исследователи. В результате
проводившегося исследования они установили, что умственное развитие
детей
не зависит напрямую от наследственной предрасположенности. Оказывается,
коэффициент интеллектуальных способностей («ай-кью») может повышаться в
случае, если дети «попадают в хорошие руки».
Ученые давно уже предполагали,
что это возможно, но французским специалистам впервые удалось установить
это научным путем. Они исследовали 65 детей в возрасте от4 доблет. Все
они провели раннее детство в неблагополучных семьях, и их индивидуальный
умственный коэффициент в результате проведенных тестов не превышал 85
(средний
уровень— около 100).
Эти же дети были заново обследованы
психологами и генетиками спустя пять-десять лет. Они вновь прошли
тестирование,
и оказалось, что у значительного большинства детей умствен н ы и коэффи
ци ент зам етно повысился. Причем удалось выявить четкую зависимость:
чем
лучше социально-экономические условия семьи, тем более прогрессироват
коэффициент
интеллекта детей.
Ученые отметили, что у детей,
чьи приемные семьи были более обеспеченными, «ай-кью» достиг практически
нормального уровня. У остальных он тоже поднялся, но не столь
значительно.
Главный вывод исследований
французских ученых заключается в следующем: в четыре-шесть лет
умственные
показатели еще не сформировались и могут эволюционировать. Как заявил
Мишель
Дюйм из парижского Центра семейной терапии: «Мы доказшш, что изменение
внешних условий может способствовать повышению уровня интеллектадетей.
Так что перед педагогом стоит задача найти средство для реализации этой
идеи».
Тот же Мишель Дюйм считает:
«Американские ученые пытаются выделить ген интеллекта, но я занимаю
скептическую
позицию на этот счет. Даже если это им удастся, мы знаем теперь, что
«ай-кью»
можно повысить путем изменения окружающей ребенка обстановки».
В настоящее время французские
исследователи намерены изучить влияние новой обстановки на интеллект в
случае,
когда детей усыновляют в 6— 10 лет, чтобы понять, возможна ли эволюция
«ай-кью» в более позднем возрасте.
|